В этом разделе мы периодически помещаем небольшие статьи о разных предствителях амфибий, стараясь описать самые интересные их черты. Если вам хочется узнать о ком-нибудь подробнее - пишите на bufodo@fromru.com, и мы постараемся подобрать информацию.

Размножение

Часть 1. Брачные игры.

У большинства видов бесхвостых амфибий ухаживания самцов сводятся к кваканью, которое также является и половым признаком: у самок голоса обычно тихие или вообще отсутствуют. Но встречаются и исключения. Некоторые из них описаны в нашей статье "Если тебя не слышно", посвященной поведению лягушек, живущих вблизи водопадов. Кроме того, самцы некоторых тропических древолазов (Dendrobatidae) в брачный период меняют окраску, становясь черными, и привлекают внимание самок различными телодвижениями. Colostethus trinitatis просто подпрыгивают на ветке, а C. palmatus принимают изысканные позы, заметив приближающуюся самку. И, наконец, самцы C. collaris исполняют во время ухаживания брачный танец. Сначала самец поворачивается к самке и начинает квакать быстрее и громче, затем отползает назад, раскачиваясь и подпрыгивая, замирая в вертикальном положении на задних лапах. Если самке представление не нравится, она задирает голову, демонстрируя свое ярко- желтое горло, что самца отваживает. Если же самка самца одобряет, то она некоторое время наблюдает за его танцем, переползая с места на место, чтобы лучше видеть. Иногда собирается внушительная аудитория: однажды насчитали 18 самок, которые наблюдали за одним самцом, синхронно меняя позицию. Оттанцевав, самец медленно уходит (вероятно, на свою территорию), часто останавливаясь, чтобы убедиться, что самка за ним следует.

Dendrobates auratus

У других древолазов (Dendrobates auratus, фото слева) самки ухаживают за самцами. Найдя квакающего самца, самка кладет на него передние лапы и хлопает по его телу задними, может тереться головой о его подбородок. Самец иногда отвечает тем же, но с меньшим пылом. Среди представителей этого вида были описаны драки за избранного партнера, как между самцами, так и между самками.

Rana arvalis

Оплодотворение у амфибий, как правило, внешнее. Самец передними лапами крепко обхватывает самку поперек туловища и оплодотворяет икру, которую та выметывает. Эта поза называется амплексус и бывает трех видов. У большинства лягушек и жаб самец обхватывает самку сразу за ее передними лапами (например, остромордые лягушки (Rana arvalis), фото справа), Scaphiopus couchii самцы чесночниц (Pelobates) и скафиопусов (Scaphiopus, о размножении скафиопусов смотрите также статью "Заложники дождя") держатся сразу перед задними лапами самок (фото слева, Scaphiopus couchii), а у некоторых видов древолазов (например, Epipedobates tricolor, фото справа внизу) самец обнимает самку за шею. Другие древолазы, среди прочих и Dendrobates auratus, обходятся вообще без амплексуса: самец и самка поворачиваются головами в разные стороны и совмещают клоаки (D. granuliferus). Epipedobates tricolor В такой же позе происходит внутреннее оплодотворение у жаб рода Nectophrynoides, которые потом вынашивают икру и головастиков до завершения метаморфоза и рожают полностью сформированных жабят.

У хвостатых лягушек (Ascaphus truei), живущих в реках и ручьях с сильным течением, оплодотворение тоже внутреннее, это единственный (известный) вид амфибий, самцы которого имеют специальный орган для копуляции (фото слева ниже). Ascaphus truei

У самцов в период размножения часто появляются специальные шероховатые брачные мозоли на передних лапах, которые помогают им удерживаться на скользкой самке. У многих видов жаб, например, у жабы обыкновенной (Bufo bufo), самец может залезть на самку задолго до водоема и ехать на ней многие сотни метров. Bufo bufo

Если спаривание происходит в воде, самец может поджимать задние лапы, удерживая некоторое время выметанную самкой икру, чтобы успеть ее оплодотворить (Bufo boreas, фото слева внизу). Самцы лягушек и жаб держатся за самок удивительно крепко. Впрочем, в период размножения они порой не особо разбирают, за что хвататься. Охотно цепляются за подставленный палец или за цветы камыша (B. boreas) и лишь через значительное время отпускают хватку, разобравшись, что перед ними не самка. Bufo boreas Самца красноногой лягушки (Rana aurora) видели однажды верхом на плывущем яблоке, на котором остались следы от его передних лап. Нередко самцы норовят взгромоздиться на других самцов, что вызывает у тех понятный протест. Оседланный самец издает специальный освободительный квак, который сопровождается вибрацией задней части туловища и заставляет ошибшегося слезть. Так же могут вести себя и самки после того, как икра отложена, хотя иногда самец сам отпускает самку, почувствовав, что ее брюшко опустело и стало мягким. Часто самкам приходится активно стряхивать с себя самцов, вытягивая задние лапы и переворачиваясь на бок.

Информация подготовлена по материалам книги "A Natural History of Amphibians" by R.S. Stebbins and N.W. Cohen. Для оформления статьи были использованы иллюстрации Reto Siegenthaler с сайта Pfeilgiftfrösche im Terrarium и Joyce Gross с сайта CalPhotos.
На главную страницу