Остромордая лягушка (Rana arvalis)

Rana arvalis

Остромордая лягушка (Rana arvalis) принадлежит к классу земноводных, или амфибий, к отряду бесхвостых земноводных и семейству настоящих лягушек (Ranidae). Размеры - 4-6.5 см. Сверху эта лягушка малозаметна на траве, так как обладает серовато-коричневой окраской с темными пятнами и точками. Темное пятно, которое тянется от глаза через барабанную перепонку к плечу, прекрасно маскирует глаз амфибии на охоте. Общий тон окраски остромордой лягушки зависит от погоды. Так, в солнечный день эти земноводные значительно светлеют. У самцов на большом пальце - черные или темно-корицхневые брачные мозоли.
Питаются остромордые лягушки различными насекомыми: жуками, гусеницами, комарами. Охотятся только за подвижными насекомыми, мгновенно хватая добычу длинным клейким язычком.

Rana arvalis

Остромордые лягушки большую часть жизни живут на суше, размножаются в воде ранней весной. Кваканье самцов напоминает звук, с которым воздух выходит из-под воды из пустой бутылки. Самки откладывают икру в виде комков недалеко от берега. Из икры выклевываются головастики, которые питаются мелкими водорослями. Головастики длиной около 4 см. В районе рта в лупу у них можно рассмотреть три ряда ороговевших зубов. Головастики не расплываются по водоему, а образуют скопление, придерживаясь теплых мелководий. Окраска может варьировать, но обычно темная. С каждым днем они приобретают все новые и новые особенности, характерные для взрослого животного. Все личиночное развитие занимает до двух месяцев, после чего лягушата расселяются по суше. За сутки маленькие животные преодолевают расстояние до 60 м.

Остромордые лягушки, как и все амфибии, очень зависят от температуры и влажности воздуха.При понижении температуры их активность падает. Сухой же воздух для лягушек просто губителен, так как наряду с легкими они дышат поверхностью влажной кожи.

Очень многие животные охотятся за остромордыми лягушками: это гадюки, ужи, озерные лягушки, аисты, мелкие выпи, речные чайки, малые подорлики, вороны, барсуки, норки, хорьки, лисы, ласки и ежи.

Зимуют остромордые лягушки на суше, под листочками, хвоей, кучами хвороста, в норах грызунов. Часть лягушек зимует в незамерзающих ручьях, речках, торфяных болотах.

Rana arvalis

А вот что написано об остромордой лягушке в книге Романа Ласукова "Обитатели водоемов": "Размеры 5-7 см. Сверху коричневая, с темными пятнами, брюхо светлое без пятен. В брачный период самец серебристо-голубой, с рыхлой и отечной кожей. От глаза через барабанную перепонку до плеча — темное пятно. Место обитания - лиственные леса, боры, луга, болота. Питание - жуки, пауки, кобылки, гусеницы, клопы, комары. Ведет наземный образ жизни. Активность сумеречно-ночная. Зимует с октября по апрель под кучами листьев, хвороста, в норах, редко в незамерзающих ручьях. В нерестовые водоемы приходит с расстояния до 1 км за 3-4 суток. Самец остается в водоеме до 25 дней и токует в больших скоплениях - брачный хор похож на отдаленный собачий лай или журчание ручья. Самка, отметав икру, сразу уходит, иногда с сорванной на груди кожей от крепких объятий самца, у которого на первых пальцах передних лап весной есть шероховатые, слитные, темные брачные мозоли. После нереста живет далеко от воды на участке площадью до 0, 3 га, а если пищи не достаточно, совершает кормовые миграции со скоростью до 20 м в сутки.

Икринки слипаются и плавают большими комками. Через 5— 10 дней выходит головастик, который первые 2 недели малоподвижен и дышит наружными жабрами. Головастики живут скученно на мелководье. К концу второго месяца прорываются передние конечности, появляется легочное дыхание, начинается рассасывание хвоста. Все развитие длится 60—65 суток. На сушу выходит лягушонок размером 15—20 мм.

В статье использованы материалы из книги Романа Ласукова "Обитатели водоемов" с сайта Книги по аквариумистике и статьи Николая Шпиленка из журнала "В мире животных", N10, 2000. В статье использованы иллюстрации с сайта Galeria fotografii przyrodniczej Renaty i Marka Kosiсskich.