Что пишут о лягушках журналисты в 2017 году

2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2016 2015 2014 2013 2012

В Балашихе из-за потепления вылезли на снег жабы

balashicha
фото: Елена Маленко
Необычное зрелище успела запечатлеть на свой фотоаппарат жительница подмосковной Балашихи: по снегу как ни в чем не бывало «шагала» жаба. Пользователи тут же связали ее появление с аномальным потеплением, которое сейчас установилось в Московском регионе, и шутили, что царевна-лягушка устала ждать принца и сама отправилась на его поиски, невзирая на зиму. По словам члена-корреспондента РАЕН Евгения Абизова, хоть сейчас погода действительно очень теплая для декабря, но все равно температура на улице не настолько высокая, чтобы вывести земноводное из спячки (анабиоза).
«Жаба могла проснуться, если, скажем, ее убежище было неудачно вырыто где-то рядом с теплотрассой. Либо часть грунта, где находилось животное, по каким-либо причинам прогрелась». Как говорит специалист, своими силами жаба вряд ли найдет себе новое укрытие — животное надо спасать. «Раз она уже вышла из состояния спячки — ее надо держать в тепле. В противном случае есть большая вероятность ее гибели».

По материалам MK.RU, 21 декабря 2017 г.

Лягушка в новой заставке телекомпании ВИD

Телекомпания ВИD, празднующая тридцатилетие, опубликовала в своем Instagram новую заставку.
В обновленной версии четче просматривается лицо даосского философа Го Сяна и можно разглядеть лягушку на его голове. То, как она взбирается на него, показано крупным планом, но привычный голос, объявляющий название компании, при этом не звучит. В финале заставки философ слегка улыбается.

BID

Старую заставку зрители, чье детство пришлось на 1990-е годы, помнят как «заставку с Ельциным». Многим казалось, что логотип напоминал занимавшего тогда пост президента России Бориса Ельцина. На самом же деле на нем была запечатлена маска даосского философа Го Сяна с трехлапой жабой на голове. Маска появлялась на черном фоне, пока голос за кадром произносил «телекомпания ВИD представляет».

По материалам Lenta.ru, 6 октября 2017

4000-летняя амфора с обезглавленными жабами найдена в Иерусалиме

В одной из скальных гробниц археологи обнаружили амфору, в которой находились кости девяти жаб, о чем сообщает Израильское ведомство по древностям.
Археологи раскопали погребение, в котором обнаружили скелет человека, лежащего на спине. Вокург находился погребальный инвентарь в виде керамических сосудов. По стилистике керамики археологи смогли определить, что гробница, вероятно, относится к среднему бронзовому веку (около 4000 лет назад).
Среди керамических сосудов ученые нашли амфору, в которой находились кости от девяти обезглавленных жаб. Участники раскопок предполагают, что это было частью погребального ритуала, ведь в то время у египтян и у других соседних народов жабы считались символом возрождения.
По мнению руководителя раскопок Шуа Кисилевица, жабы могли использоваться как подношение в виде еды, чтобы умерший смог пользоваться этим в загробном мире. "Продукты в качестве погребальных подношений часто использовались в то время. То, что у жаб нет голов – не удивительно. Это один из способов их приготовления, при котором жабу обезглавливают и удаляют токсичную кожу", - рассказал археолог.
Такую интересную амфору археологи нашли не впервые. Подобный сосуд был ранее найден на севере Израиля в Ади Вара, где находилась могила позднего бронзового века.

По материалам Dotamaps.ru, 26 сентября 2017 г

.

Гигантская лягушка оказалась способна пожирать динозавров

Ceratophrys ornata
Ученые утверждают, что большая ныне вымершая лягушка Beelzebufo, которая жила примерно 68 миллионов лет назад на Мадагаскаре, могла пожирать детенышей динозавров или взрослых рептилий небольших размеров. Эта лягушка относилась к семейству Ceratophryidae - группы крупных земноводных с огромным ртом, сильными челюстями и "рогатыми" выростами на веках. Ее длина составляла 41 см, а вес - 4,5 кг.
К такому выводу исследователи пришли, оценив силу укуса современной амфибии гораздо меньшего размера из рода Ceratophrys, говорится в материале Phys.org. Они определили, что сила сжатия челюстей рогатой лягушки с размерами головы около 4.5 см составляет около 30 Н или 3 кгс. Рогатки, живущие в Южной Америке, с головой около 10 см способны челюстями развивать силу почти 500 Н (50 кгс) - в этом в своё время убедился на личном опыте выдающийся натуралист Джеральд Даррелл и описал свои впечатления в книге "Под пологом пьяного леса".
Исследователи сравнили челюсти Ceratophrys с челюстями вымершего Beelzebufo, и выяснили, что сила их сжатия можно сравнить с волками и тиграми. "В отличие от подавляющего большинства лягушек, которые имеют слабые челюсти и обычно потребляют небольшую добычу, "рогатые" лягушки захватывают крупных животных, а их мощные челюсти играют важную роль в захвате добычи", - рассказал один из ученых.

Ранее мы приводили, вероятно, фейковое сообщение о том, как в США трофеем охотника стала гигантская лягушка-бык.

По материалам УНИАН, 21 сентября 2017 г

и Phys.org.

Ученые выяснили, почему ядовитые лягушки не убивают сами себя

Phyllobates terribilis
Раньше мы писали об удивительных свойствах ядов амфибий и о самой ядовитой лягушке Phyllobates terribilis в статье "Ядовитые амфибии (ч.1 Самая ядовитая лягушка)".

Недавно ученые выяснили, что южноамериканские лягушки-древолазы не убивают сами себя ядом из-за всего одной "опечатки" в белке, на который действует их "оружие массового поражения".
"Кожа типичной лягушки Phyllobates terribilis содержит в себе примерно миллиграмм этого токсина, чего хватило бы для того, чтобы убить свыше 20 тысяч мышей. Сами лягушки при этом не погибают от этого вещества и не реагируют на него, и механизм их защиты от яда оставался загадкой для нас", — рассказывает Шо-я Ван (Sho-Ya Wang) из университета штата Нью-Йорк в Олбани (США).
Лягушки-древолазы из рода Phyllobates являются одними из самых ядовитых существ на Земле. Их кожа содержит в себе большое количество батрахотоксина – чрезвычайно опасного нервно-паралитического яда. Колумбийские индейцы, веками использующие яд лягушек для смазывания своих стрел, давно заметили, что сами древолазы обладают иммунитетом к яду – случайные порезы и ранения, приводящие к попаданию батрахотоксина в их организм, никак не влияют на его жизнедеятельность фактически в любых дозах. Ученые достаточно давно интересуется тем, как работает эта неуязвимость, и пытаются найти мутации в генах, на которые действует яд древолазов.
Ван и его коллеги раскрыли эту тайну, изучив и сопоставив структуру белков, управляющих работой так называемых "натриевых каналов" в нервных и мускульных клетках самих лягушек и нескольких других видов животных. Эти белки, участвующие в перекачке ионов натрия внутрь клетки, играют ключевую роль в передаче электрических импульсов в нервной системе и в мышцах животных, и их блокировка приводит к мгновенному наступлению паралича.
Сравнивая ДНК двух десятков видов лягушек, мышей и крыс, ученым удалось выделить пять мутаций, которые стабильно отличают ядовитых амфибий от их безобидных родичей и млекопитающих. Пытаясь понять, какие из этих мутаций отвечали за формирование "неуязвимости" лягушек к их собственному яду, ученые вставляли их в ДНК мускульных клеток крыс и наблюдали за тем, как они реагировали на молекулы батрахотоксина. Как оказалось, всего одной мутации, получившей имя N1584T, было достаточно для того, чтобы сделать клетки грызуна почти неуязвимыми к действию яда лягушки. Остальные четыре мутации только усиливали ее действие и сами по себе не защищали мускулы от наступления паралича.
Что самое интересное, один из самых опасных видов древолазов, золотистополосый листолаз (Phyllobates aurotaenia), не имеет этой мутации, несмотря на то, что кожа этих амфибий содержит в себе около 50 микрограмм яда. Как полагают ученые, их ДНК может содержать в себе другие мутации, которые защищают данных лягушек от больших доз токсина.
Как считает Ван, раскрытие механизма работы батрахотоксина и то, как лягушки защищаются от него, может помочь химикам и биологам создать противоядие к этому веществу и найти его аналоги, которые блокируют работу натриевых каналов не навсегда, а только временно. Подобные соединения, по мнению ученых, могут найти широкое применение в медицинской практике.

По материалам PNAS и РФФИ, 28 августа 2017 г

Фиолетовая лягушка попала на видео

Согласно наблюдениям, земноводное практически всегда живет под землей, и увидеть его воочию крайне сложно.

В 2003 году было описано семейство необычных лягушек, Nasikabatrachidae, с единственным родом и видом, Nasikabatrachus sahyadrensis (Смотрите нашу статью "Самые причудливые амфибии в мире". Недавно индийские ученые наткнулись на представителя второго вида этого необычного семейства, - сообщает Daily Mail.
Исследователи назвали новый вид Бхупати (Nasikabatrachus bhupathi). Согласно наблюдениям, данный вид лягушек имеет луковичное тело, покрытое фиолетовой кожей, а также имеет голубовато-зеленые глаза и нос, отдаленно похожий на свиной.
Ученые добавляют, что лягушка практически всю свою жизнь проводит под землей, питаясь муравьями и термитами. Однако на поверхность земноводное все-таки выходит во время брачного периода. Отмечается, что головастики фиолетовых лягушек также весьма необычного вида.

По материалам 5-tv, 28 августа 2017 г

Индийские учёные открыли новый вид фиолетовых лягушек

nasikabatrachus_bhupathi
Фото с сайта imgur
В 2003 году было описано семейство необычных лягушек, Nasikabatrachidae, с единственным родом и видом, Nasikabatrachus sahyadrensis (Смотрите нашу статью "Самые причудливые амфибии в мире". Недавно учёные обнаружили абсолютно новый вид лягушек этого семейства, которые обитают в горах Западные Гаты в Индии. Они обладают блестящей фиолетовой кожей, голубыми кольцами вокруг глаз и тонким розовым носом, похожим на свиной пятачок. Учёные назвали новый вид лягушек Пурпурной Бхубати (Nasikabatrachus bhupathi) в честь профессора Субраманиама Бхупати, уважаемого герпетолога (специалиста по пресмыкающимся), который трагически погиб в Гатах в 2014 году. Вид этой лягушки может показаться довольно причудливым, но во всём заслуга длительного процесса эволюции: маленькие глазки, короткие лапы и длинная морда идеально подходят для того, чтобы провести всю жизнь под землёй.
На самом деле, у этих амфибий нет "приспособления", чтобы есть. У них есть один лишь длинный язык, с помощью которого они хватают термитов под землей. Единственное, что может выманить этих лягушек на поверхность — это дождь. Главный автор исследования, молекулярный генетик Центра клеточной и молекулярной биологии в Хайдарабаде Рамеш Аггарвал рассказал, что во время сезона муссонов эти лягушки начинают громко голосить из-под песка в горных ручьях.
После своих "песен", особи спариваются, а самки откладывают икру там же, в ручьях. В отличие от обычных головастиков, представители этого вида отращивают у себя рты, похожие на присоски, и с их помощью хватаются за камни и выступы. Изучая этих лягушек, герпетологи поняли, как мало о них вообще известно. Ежегодно открываются сотни новых видов, и каждый из них удивляет учёных.

По материалам Life.ru,Юлия Зинченко, 25 августа 2017 г

Видео с бхупати можно посмотреть здесь

Бесславный финал потомства Царевны-лягушки: истинное отношение к миру природы

Фото с сайта Deutsche Welle

Подмосковное озеро вновь стало объектом моего наблюдения.
Весной я рассказывал о том, как отнеслись жители находящегося по соседству с водоемом населенного пункта к заморенной отсутствием кислорода рыбе, сгрудившейся возле проруби (вылавливали ее сачками, лупили палками). Теперь я стал свидетелем отношения к лягушкам. Вернее, лягушатам. И опять задумался об удивительной, непостижимой природе человека и смысле существования этой популяции на планете.
Нынешнее лето выдалось благодатным для начавшего загибаться от непосильной замусоренности водного оазиса: холод и дождь не позволяли купаться — значит, стало меньше пивных бутылок, плавающих на поверхности, не валялись по берегам объедки и полиэтиленовые пакеты. Я даже увидел на отмели двух извивающихся пиявок, которые обитают только в чистой воде, а уж думал, что эти отвратительные с виду создания навсегда исчезли из ближнемосковской природы.
Видимо, в связи с необеспокоенностью обитателей водоема купальщиками близ камышей тусовалось множество головастиков. В середине лета они естественным образом преобразились в крохотных лягушат. Зов инстинкта погнал их из плавательной стихии на сушу. Сотни, если не тысячи крохотных попрыгунчиков хлынули, поползли, поскакали в окрестные травы. Но на пути к спасительным зарослям несмышленышам приходилось преодолевать окольцовывающую озеро асфальтовую дорожку. Достаточно узкую для тех двуногих, которые по ней прогуливались, но крайне широкую и опасную для двухмиллиметровых крохотулек.
Напрашивалось: надо перестать гулять по этой ленточке, кишащей не вредоносными колорадскими жуками, не гусеницами шелкопряда, не личинками короеда, уничтожившего местные леса, а весьма полезными земноводными тварями. Симпатичными, умилительно наивными. Конечно, трудно сравнить их с деликатесными мальками осетра — имею в виду не кулинарные изыски французской и русской кухни, а указ Петра I о запрете колокольного звона во время нереста, чтоб не травмировать рыбу при выметывании потомства, говорю о полезности жаб для экологии и элементарной жалости. Должны же были бы примешаться такие мысли и чувства к соображениям о собственном здоровье и привычке фланировать традиционным маршрутом.
Ничуть! Прогулок никто (из тех, кого я созерцал в течение трех дней — 12, 13, 14 июля) не отменил. Влюбленная пара, млея и обжимаясь, ходила по «живой» мостовой, давя лупоглазых детишек (и, вероятно, готовясь своими детишками обзавестись). Интеллигентного вида средневозрастной дуэт — он и она — шагал в обнимку по трупам и ворковал о домашнем уюте. Не может быть, что не видели шевелящуюся массу! Но проще — не смотреть под ноги, не замечать. Телесно крепкая энергичная бабуля с лыжными палками шлепала внушительного размера кроссовками по беззащитным малюсеньким телам. Юный атлет, наматывая круги, бегал, припечатывая фирменными кедами не знавших, что надо уступать ему дорогу, будущих пожирателей комаров и прочей мошкары. Стайка старушек-пенсионерок в разношенных туфлях барражировала, попирая будущую жизнь и не оставляя ей шанса проявить себя. Ездили велосипедисты и самокатчики, прокладывали слизистые колеи. Рыболов в сапогах торил путь к прибрежной осоке. Дядька в огромных говнодавах кинг-конговскими шагами попирал блошиных мизераблей. Молодая мама с коляской (в ней младенец) радостно восклицала: «Они прямо как таракашки!» — и елозила колесами, а малыш прихлопывал податливых несопротивленцев сандаликами. Уж не говорю о компании молодежи, пришедшей повеселиться на свежем воздухе: девушки сюсюкали: «Ой, какие они холёсенькие!». А юноши, показывая удаль и мужественность, раскидывали-расфутболивали нежных крошек своими загребущими бульдозерными ножищами. Всюду оставались раскатанные, размозженные, распластанные лепешечки. Если бы лягушачьи родители видели эту давильню, у них поразрывались бы сердца. Или же захотелось бы, вслед за гаршинской лягушкой-путешественницей, улететь в другие, более толерантные страны. На Кипре, например, огораживают пляжные участки, где черепахи откладывают яйца, и никто из отдыхающих к этим оазисам не приближается. А как славно было бы прошлепать по ним ластами или вдарить мячом!
Что было делать мне? Броситься на защиту лягушачьего племени, начать увещевать? Показаться смешным — блаженным, сумасшедшим, несовременным?
Давители — это ясно — лишены элементарного воображения и не могут сопоставить свою бытовую жестокость с концлагерными порядками и будущим нашей опустевающей, лишенной всего живого планеты. Элементарного сопереживания, сочувствия соседствующей форме бытия нет. И никогда не было?
Что ждет двуногую популяцию при таком отношении к четвероногой (-лапой) беззащитности? Мы пожинаем климатические аномалии — за то, что, не ожидая милостей от природы, отняли у нее все. Но продолжаем усугублять свою участь.

По материалам mk.ru,автор Андрей Яхонтов, 18 августа 2017 г

Как обстоят дела с отношением к лягушкам в Германии и в Великобритании можно почитать в наших предыдущих материалах.

Белорусские десантники разрывали живых лягушек и ужей на глазах детей

В День празднования Воздушно-десантных войск 2 августа в Бресте во время показательных выступлений белорусские десантники шокировали публику, включая собравшихся поглазеть на сильных и мужественных ребят детей, разрывая руками живых лягушек и ужей.
Белорусские зоозащитники в связи с живодёрством на глазах у детей уже готовят официальное обращение в Министерство обороны страны.
«Есть опасность, что кто-то из детей захочет быть таким же сильным и начнёт "упражняться" на даче у бабушки», - предостерегли в организации.
Между тем заместитель командира 38-й десантно-штурмовой бригады, которая и принимала участие в скандальном «шоу», гвардии полковник Сергей Суховило уже попытался оправдать своих подопечных тем, что подобные «тренировки» нужны для психологической стойкости белорусских бойцов.

По материалам mk.ru,17 августа 2017 г

На Уссурийской таможне задержана партия жира лягушек

Очередную крупную партию задержали уссурийские таможенники на международном автомобильном пункте пропуска Пограничный.
Как сообщила пресс-секретарь Уссурийской таможни Антонина Лочилова, гражданин КНР не задекларировал при выезде из РФ на родину 8 контейнеров, в которых находилось 6,2 кг жира лягушки. По словам правонарушителя, товар ему передал незнакомец, который по прибытии в КНР пообещал денежные средства за перевозку. О том, что жир лягушки необходимо декларировать, житель Китая попросту не знал. Сейчас товар направлен на экспертизу, а в отношении гражданина КНР возбуждено дело об административном правонарушении.

Как уточнили представители ведомства, вывоз лягушки и ее дериватов допускается только при наличии разрешительных документов и регулируется в соответствии с Конвенцией о международной торговле дикими видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения. Действия нарушителя здесь объясняют тем, что жир лягушки очень популярен в КНР, где он широко используется в медицине и косметологии. В среднем количество жира, собранного с одной лягушки, составляет 3–4 г. Для того, чтобы получить 6,2 кг жира, было убито около 2 тыс. лягушек.

По материалам rzd-partner.ru,автор Оксана Перепелица, 17 августа 2017 г

В США трофеем охотника стала гигантская лягушка-бык

froghunter
Изображение: #stxha
Охотник из США Markcuz Rangel делится с миром своим трофеем - гигантской лягушкой-быком (bull frog, Lithobates catesbeianus или Rana catesbeiana). Тварь удалось добыть после полудня, в одном из рыбных прудов Южного Техаса в районе Batesville. Вес монстра - 13 фунтов (около 6 кг). Об этом Охотничья ассоциация сообщила на своей странице в Facebook.

Тем не менее, необходимо помнить, что до сих пор вес самых крупных бесхвостых амфибий, живущих на земле - жабы-аги (Bufo marinus или Rhinella marina) и лягушки-голиафа (Conraua goliath) - не превышал четырех килограмм (прим. - bufodo). По этому поводу рекомендуем прочитать заметку за 2015 год 7-килограммовая фейк-жаба из Садово ввела херсонцев в заблуждение.

По материалам #stxha, 25 мая 2017 г

Как звучат голоса лягушек на 10 языках

call

По материалам Trust me, I'm a "Biologist", 09 апреля 2017 г

Будь человеком — переведи лягушку через дорогу

savefrog
Изображение: Sputnik
Фонд природы Эстонии (ELF) призывает всех неравнодушных жителей Эстонии организовать толоки по спасению земноводных или принять участие в мероприятиях по спасению мигрирующих к местам размножения жаб и лягушек, обеспечив им безопасный переход через дорогу, сообщает пресс-релиз ведомства.
С наступлением теплой погоды лягушки и жабы могут выйти на дороги уже в первой половине апреля.
"Для того чтобы земноводные смогли безопасно добраться до мест размножения, необходима помощь волонтеров. Лягушек и жаб необходимо переносить через шоссе на тех отрезках дороги, где трасса пересекает традиционные пути миграции земноводных, из-за чего под колесами автомобилей гибнут сотни и тысячи лягушек", — рассказала руководитель спасательной операции Фонда природы Эстонии Кристийна Кюбарсепп.
По ее словам, в этом году впервые можно поддержать спасение земноводных и в благотворительной среде на портале Hooandja.ее, поскольку каждое пожертвование помогает спасать лягушачьи жизни. Если вы хотите участвовать в толоках и спасательных мероприятиях, можно сообщить об этом по адресу kristiina@elfond.ee.
Присоединиться к рассылке участников спасательной операции можно на сайте или в Facebook в группе "Операция Спасение лягушек".
Необходимое условие для миграции земноводных – теплые и влажные ночи. Пик миграции приходится на вечерние часы – с 21:00 до 23:00; миграция в одном месте длится, как правило, до 5 дней. Следует учесть, что в разных частях Эстонии миграция земноводных может проходить с разницей во времени.
Фонд природы Эстонии проводит толоки по спасению лягушек и жаб с 2012 года. С помощью волонтеров спасено уже более 73 000 земноводных.
Как писал ранее Sputnik Эстония, в прошлом году в ходе толок по спасению жаб и лягушек волонтеры помогли добраться к местам размножения 10 113 земноводным. Спасательная операция проводилась по инициативе Фонда природы Эстонии уже пятый год подряд.
"Спасение лягушек" ("Konnad teel(t)") — кампания Фонда природы Эстонии с 2012 года, цель которой привлечь внимание к проблеме массовой гибели лягушек на шоссе во время ежегодной весенней миграции, повысить осведомленность населения о важной роли земноводных в природе и получить информацию о путях их миграции по всей Эстонии. Еще одна цель заключается в том, чтобы приблизить строительство специальных миграционных туннелей на шоссе.
Также Sputnik Эстония отмечал, что 30 апреля в мире отмечается Международный день лягушки. В течение последних двух десятилетий в мире вымерло 168 видов земноводных. Все 11 видов земноводных, имеющиеся в Эстонии, взяты под охрану. Им угрожают загрязнение окружающей среды и потеря привычных мест обитания.
Большую опасность представляет и весенняя миграция к водоемам с целью размножения, так как по пути лягушки пересекают шоссе и дороги с оживленным движением. Ученые подсчитали, что если по дороге в час проезжают 60 машин, то 95% мигрирующих лягушек погибают. При этом лишь 1% головастиков превращается в способных к размножению особей.
Международный день лягушки (Save the Frogs Day) был провозглашен, чтобы обратить внимание людей на ухудшающееся положение земноводных в мире. С каждым годом интерес к жизни лягушек растет.

По материалам Sputnik, 28 марта 2017 г

Как помогают лягушкам в Германии можно прочитать в нашей заметке за 2016 год "Как в Германии помогают лягушкам путешествовать".

Американец прославился в сети благодаря коллекции шляп для «мистера Жабы»

43-летний американец Крис Ньюсам (Chris Newsome) прославился в сети после того, как сшил коллекцию шляп для жабы, для поселившейся на крыльце его дома. Об этом сообщает The Independent.

hat
Житель штата Алабама опубликовал фото с подарками для нового друга на Imgur, что привело пользователей в сети в восторг. Пост с серией снимков различных шляп собрал более миллиона просмотров, а короткое видео с моментом водружения головного убора на голову жабе — более 60 тысяч просмотров.
The toad that hangs out on my porch needed a hat
В комментариях под фотографиями автор также уточнил, что сделал снимки для маленького сына друга, у которого недавно умерла домашняя лягушка.
Mr Toad getting a hat

По материалам Lenta.RU, 14 марта 2017 г

Российские ученые доказали связь между миграцией лягушек и магнитным полем Земли

rana
Лягушки могут выбирать, куда им двигаться, ориентируясь по магнитному полю Земли, аналогичное свойство есть у птиц. Это установили сотрудники биологического факультета и Научно-исследовательского института ядерной физики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Как передает РИА Новости, результаты исследования опубликованы в международном издании Journal of Comparative Physiology A: Shakhparonov VV, Ogurtsov SV (2017) Marsh frogs, Pelophylax ridibundus, determine migratory direction by magnetic field. Journal of Comparative Physiology A 203:35-43. doi:10.1007/s00359-016-1132-x.
Данная способность представляет значительный интерес для изучения, поскольку у человека ее нет. В качестве объектов были выбраны лягушки озерные (Pelophylax ridibundus, Rana ridibunda Pall.) из южных популяций, каждый год они мигрируют из одного водоема в другой после зимовки на нерест и обратно.
На первом этапе экспериментов было установлено, что осенью лягушки перемещаются из нерестовых прудов в реку Москва и зимуют там, а с наступлением весны возвращаются. Таким образом были установлены миграционные направления: в первом случае — на северо-восток, во втором — на юго-запад, в противоположную сторону.
Также выяснилось, что если во время миграции отнести лягушек в поле на километр от водоемов и выпустить там, то они не расходятся во все стороны случайным образом, как это происходит летом, а выбирают направление, параллельное миграционному направлению в месте своего обитания.
Как сообщает агентство со ссылкой на пресс-службу МГУ, один из авторов работы, кандидат биологических наук Владимир Шахпаронов рассказал, что опыты ставились ночью и при плохой погоде, поэтому ученые предположили, что для выбора направления миграции лягушки пользуются не солнечным или звездным, а магнитным компасом.
Для проверки гипотезы ученые поместили амфибий в специальных лабиринт с искусственным магнитным полем, направлением которого можно управлять и таким образом заставить подопытных перемещаться в нужную сторону. Лягушки двигались на юго-запад, в природных условиях они попали бы из зимовочной реки в нерестовый пруд.
В итоге российским ученым удалось впервые доказать, что лягушки могут выбирать направление миграции от места зимовки к району размножения по магнитному полю Земли. Теперь они намерены узнать, как организм земноводных ощущает изменения этого поля.

По материалам Lenta.RU, 14 марта 2017 г

Ученые открыли четыре вида крошечных лягушек Nyctibatrachus

2017_nyctibatrachus.jpg
Изображение: SD Biju
Ученые из Университета Дели (Индия) открыли семь новых видов лягушек, четыре из которых — крошечные. Животные были обнаружены в ходе экспедиций в Западные Гаты. Об этом сообщает ABC News.
Особи земноводных относятся к роду Nyctibatrachus. Как правило, лягушки этого рода ночные. На это, в частности, указывают их темный цвет и среда обитания.
ABC News отмечает, что размер обнаруженных крошечных лягушек не превышает 16 миллиметров. Ученые полагают, что ранее найти их не удавалось из-за «невероятно маленьких размеров, укромных мест обитания и того, что звуки, которые они издают, похожи на писк насекомых».
Исследователи, однако, полагают, что будущее этих видов находится под угрозой. Дело в том, что многие из их представителей живут на неохраняемых территориях, а значит, среда их обитания может подвергнуться изменениям и разрушениям.

По материалам Lenta.RU,22 февраля 2017 г

Миниатюрных саламандр находили также в 2016 году в Мексике, а в 2015 семь новых видов миниатюрных лягушек были открыты в Бразилии.

В Зимбабве впервые за 55 лет поймали пещерную пискунью (Arthroleptis troglodytes)

arthroleptis_troglodytes.jpg
Фото: Francois Becker / AP
В Зимбабве нашли представителей редкого вида лягушек-пискуний. Это произошло впервые за 55 лет, сообщает издание Guardian.
В начале декабря группа исследователей под руководством биолога Роберта Хопкинса, работающая в горах на востоке страны, обратила внимание на крик неизвестного им животного. Ученые стали разыскивать источник необычных звуков и нашли лягушку: самца пещерной пискуньи (Arthroleptis troglodytes). Они продолжили поиски и обнаружили еще три особи: два самца и самку.
Хопкинс рассказал Guardian, что искал пещерную пискунью восемь лет. Она была открыта в 1962 году, но с тех пор ее никто не видел.
Пещерные пискуньи обитают только в горах Чиманимани на востоке Зимбабве. Они вырастают до 2,5 сантиметров в длину и обладают необычной особенностью: из их икринок вылупляются не головастики, а взрослые лягушки.
Местные власти опасаются, что редких амфибий начнут отлавливать и незаконно вывозить из страны. «Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы защитить и сохранить их», — заявила представительница природоохранных органов Зимбабве Кэролайн Вашайа-Мойо (Caroline Washaya-Moyo).

По материалам Lenta.RU,08 февраля 2017 г