Славянская мифология. Энциклопедический словарь.


          ЛЯГУШКА,  жаба  -  нечистое  животное, родственное змее и другим
    "гадам".  Жабу  в некоторых местах считают матерью ужа, верят, что она
    играет с ужом, как муж с женой, и спаривается с ним. Лягушка, семь лет
    не видевшая солнца, превращается в летающего змея, у Л. есть свой царь
    (с  короной  на  голове).  Л.  способна оживить мертвого ужа,, а куски
    разрубленной  ящерицы срастаются воздействием жабьей мочи, Как и змей,
    Л.  считают  ядовитыми.  Яд их сильнее змеиного, но кусать человека им
    запрещено  от  сотворения  мира.  Они  способны поглощать змеиный яд и
    очищать  отравленный  змеей  источник.  Л. присуща женская символика".
    Из-за сходства лап Л. с человеческими руками считают, что Л. в прошлом
    была   женщиной.  Увидев  весной  первую  Л.,  называют  ее  "панной".
    Существует примета, что в доме будет много Л., если первым посетителем
    на   Рождество,  Новый  год,  Пасху,  Благовещение  и  другие  большие
    праздники   окажется   женщина.   По  народным  представлениям,  Л.  -
    обращенные  люди.  Происхождение  их, в частности, связывают с людьми,
    утонувшими во время всемирного потопа. Согласно другой легенде, войско
    фараона,  преследовавшее  евреев  во  время  их  исхода  из  Египта  и
    потопленное   в  водах  Чермного  моря,  превратилось  в  Л.,  которых
    вследствие  этого  называют"фараонами". Существует поверье, будто бы у
    самок  Л.  длинные  волосы  и женская грудь, а у самцов борода. Придет
    время,  когда они вновь станут людьми, а ныне живущие люди превратятся
    в  Л.  Поэтому  бить  Л.  грех.	:  Рождение  детей  в польском Поморье
    объясняют  тем,  что  аист  бросает в печную трубу Л., которые, пройдя
    через дымоход, приобретают человеческий облик; у лужичан - тем, что Л.
    достают из воды маленьких детей.

          В  Л.  часто  видят  дух  умершего,  душу ребенка, похороненного
    некрещеным,  иногда  при  виде Л. в доме высказывают пожелание вечного
    упокоения.  С  этими  же  представлениями  связана  и распространенная
    мотивировка  запрета  убивать  Л.: умрет мать (реже - сам убивший, его
    родители или родственники).

          Запрет убивать Л. объясняют и иначе: рука отсохнет, будут болеть
    глаза, опухнешь, будет рвать выпитым молоком, не будет удаваться хлеб,
    будешь есть на "том свете" пирог с Л., другие Л. покусают или задушат,
    убитая Л. сама придет ночью и задушит, а у девушки отберет красоту.

          Часто  считают  также,  что  убийство Л. способно вызвать дождь.
    Причину  засухи  в  некоторых  местах  видят  в  том, что жаба закрыла
    источник.  Чтобы  пошел дождь, убивают прыгающих Л. и блох, нанизывают
    на нитку и вывешивают на кусте, приговаривая: "Как эти блохи и лягушки
    повисли,  чтобы тучи повисли". Для вызывания дождя совершают обрядовое
    убиение,  а  иногда  и  похороны других "гадов": ужа, гадюки, ящерицы,
    рака, вши, насекомого медведки, паука и др.

          Л.  и  жаба  обладают  такой  силой  взгляда, что могут сглазить
    человека или животное. Когда Л. смотрит на человека, она пересчитывает
    ему зубы, и они от этого выпадают. Жаба может также плюнуть человеку в
    глаза, и он ослепнет.

          Появление  Л.  в  доме  служит  предвестьем  прихода  нежеланных
    гостей,  несчастья,  смерти  в  доме.  Сыр  от  присутствия  Л. в доме
    становится  ноздреватым. Женщине нельзя брать Л. в руки, иначе хлеб не
    будет ей удаваться. Л., выскочившая на дорогу перед путником, особенно
    рыбаком,  сулит  неудачу. Если у рыбака в начале ловли станут ловиться
    Л.,  то  рыбы ему не видать: значит, "нечистая" женщина (т. е. имеющая
    месячные) перешла через его невод.

          С  началом  кваканья  Л. связаны приметы о погоде. Если кваканье
    пришлось  на  скоромный  день,  коровы будут давать больше молока. При
    первом  весеннем  кваканье  люди  кувыркались  по  земле,  чтобы  быть
    здоровыми  и  чтобы  не  болела  спина.  Увидеть первую Л. в траве - к
    удаче,  в  воде  - к несчастью, вверх животом - к покойнику. У поляков
    считалось,  что св. Бартоломей (24.VIII) прутьями от хмеля загоняет Л.
    в  болота,  после  чего  они  уже не квакают, так как рты их зарастают
    илом.  В Л. превращаются к весне старые ласточки, которые перезимовали
    в болоте под водой.

          Как  и  змее, Л. в некоторых местах приписывается роль домашнего
    покровителя.  Словаки  верили, что в каждом доме есть своя "хозяйка" в
    виде  Л.  По поверью лужичан, Л., живущая под порогом дома, оберегает,
    дом  от  несчастий.  В  облике  Л.  может  появляться  домовой.  В  Л.
    обращается  "змора", душащая спящих. В польской быличке рассказывается
    о  том,  как  грибы  маслята превратились ночью в жаб и душили спящего
    ребенка,  который  после  этого  заболел  лихорадкой  и вылечился лишь
    тогда,  когда проткнули веретеном огромную жабу, прятавшуюся за печью.
    Л.  нередко  воспринимают  как  злого духа, способного наслать чары на
    человека.  Такая  Л., по поверьям, не горит в огне. В виде огромной Л.
    может показаться водяной и банник. Женские духи "богинки", подменяющие
    младенцев,  тоже  могут принимать вид жаб. Однако чаще всего в жабах и
    Л.  видят  обращенных  ведьм.  В  этом  облике  они проникают в хлев и
    отбирают  молоко  у  чужих  коров,  высасывая его из вымени. Проклятая
    родителями  или некрещеная девушка, по народному поверью, превращается
    в  "лягушку-коровницу",  которая  по  ночам  выходит из воды выдаивать
    коров. Если корова доится кровью, говорят, что она наступила на Л. или
    спала  на  змеином  месте.  В  окрестностях Кракова, согласно местному
    преданию,  под парой лип, оставшихся от парка графа Потоцкого, обитала
    Л.  с  человеческим  телом, которой раз в год в Страстную пятницу одна
    женщина  бросала  листочки  освященной зелени, отчего ее коровы давали
    много молока.

          Л.  свойственна  брачная  символика.  В  сказке "Ночные видения"
    странник  видит  ночью  в  спальне  у  счастливых супругов Л., которая
    скачет  то  на  мужа,  то  на  жену.  Разнообразно  использование Л. в
    любовной  магии.  Например,  парень ловит в болоте Л., первой подавшую
    голос  на  восходе  солнца,  прокалывает  ее иголкой с ниткой, а затем
    незаметно  продевает  эту  иголку  сквозь  подол юбки полюбившейся ему
    девушки.  О  забеременевшей  вне  брака  говорят,  что она объелась Л.
    Магическими свойствами обладает палка, которой разняли змею и Л.: с ее
    помощью расстраивают брак, любовные отношения, облегчают тяжелые роды,
    отвращают  градовую  тучу,  усмиряют борющихся врагов, выигрывают суд,
    выгодно  совершают  торговые  сделки.  Л.  кладут  за пазуху, чтобы не
    бояться   щекотки.   У   хорватов  бытует  поверье,  что  Л.  обладает
    "разрыв-травой",  и  если раздобыть ее, то можно будет открывать любые
    замки.  С  помощью Л. насылают порчу. Так, чтобы ослепить кого-нибудь,
    натирают  этому  человеку дверь лягушачьим жиром; зашивают его волосом
    глаза  Л.  и  кладут  ее  под камень; закапывают под порог глаза Л., а
    потом выкапывают их, трут в порошок и подмешивают в питье.

          Лит.:  Миловидов Ф. Ф. Жаба и лягушка в народном миросозерцании,
    преимущественно малорусском. Харьков, 1913; Судник Т. М., Цивьян Т. В.
    О  мифологии  лягушки  (балто-балканские  данные)  // Балто-славянские
    исследования - 1981. М., 1982.

          ЛЯГУШКА,  жаба  -  нечистое  животное, родственное змее и другим
    "гадам".  Жабу  в некоторых местах считают матерью ужа, верят, что она
    играет с ужом, как муж с женой, и спаривается с ним. Лягушка, семь лет
    не видевшая солнца, превращается в летающего змея, у Л. есть свой царь
    (с  короной  на  голове).  Л.  способна оживить мертвого ужа,, а куски
    разрубленной  ящерицы срастаются воздействием жабьей мочи, Как и змей,
    Л.  считают  ядовитыми.  Яд их сильнее змеиного, но кусать человека им
    запрещено  от  сотворения  мира.  Они  способны поглощать змеиный яд и
    очищать отравленный змеей источник.

          Л.   присуща   женская  символика".  Из-за  сходства  лап  Л.  с
    человеческими  руками  считают, что Л. в прошлом была женщиной. Увидев
    весной первую Л., называют ее "панной". Существует примета, что в доме
    будет  много  Л.,  если  первым  посетителем  на Рождество, Новый год,
    Пасху,  Благовещение  и  другие большие праздники окажется женщина. По
    народным  представлениям,  Л.  -  обращенные люди. Происхождение их, в
    частности,  связывают с людьми, утонувшими во время всемирного потопа.
    Согласно  другой  легенде,  войско  фараона,  преследовавшее евреев во
    время  их  исхода  из  Египта  и  потопленное  в  водах Чермного моря,
    превратилось  в  Л.,  которых  вследствие  этого  называют"фараонами".
    Существует  поверье,  будто  бы  у  самок  Л. длинные волосы и женская
    грудь, а у самцов борода. Придет время, когда они вновь станут людьми,
    а  ныне живущие люди превратятся в Л. Поэтому бить Л. грех.	: Рождение
    детей  в  польском  Поморье  объясняют  тем, что аист бросает в печную
    трубу  Л.,  которые,  пройдя  через  дымоход, приобретают человеческий
    облик; у лужичан - тем, что Л. достают из воды маленьких детей.

          В  Л.  часто  видят  дух  умершего,  душу ребенка, похороненного
    некрещеным,  иногда  при  виде Л. в доме высказывают пожелание вечного
    упокоения.  С  этими  же  представлениями  связана  и распространенная
    мотивировка  запрета  убивать  Л.: умрет мать (реже - сам убивший, его
    родители или родственники).

          Запрет убивать Л. объясняют и иначе: рука отсохнет, будут болеть
    глаза, опухнешь, будет рвать выпитым молоком, не будет удаваться хлеб,
    будешь есть на "том свете" пирог с Л., другие Л. покусают или задушат,
    убитая Л. сама придет ночью и задушит, а у девушки отберет красоту.

          Часто  считают  также,  что  убийство Л. способно вызвать дождь.
    Причину  засухи  в  некоторых  местах  видят  в  том, что жаба закрыла
    источник.  Чтобы  пошел дождь, убивают прыгающих Л. и блох, нанизывают
    на нитку и вывешивают на кусте, приговаривая: "Как эти блохи и лягушки
    повисли,  чтобы тучи повисли". Для вызывания дождя совершают обрядовое
    убиение,  а  иногда  и  похороны других "гадов": ужа, гадюки, ящерицы,
    рака, вши, насекомого медведки, паука и др.

          Л.  и  жаба  обладают  такой  силой  взгляда, что могут сглазить
    человека или животное. Когда Л. смотрит на человека, она пересчитывает
    ему зубы, и они от этого выпадают. Жаба может также плюнуть человеку в
    глаза, и он ослепнет.

          Появление  Л.  в  доме  служит  предвестьем  прихода  нежеланных
    гостей,  несчастья,  смерти  в  доме.  Сыр  от  присутствия  Л. в доме
    становится  ноздреватым. Женщине нельзя брать Л. в руки, иначе хлеб не
    будет ей удаваться. Л., выскочившая на дорогу перед путником, особенно
    рыбаком,  сулит  неудачу. Если у рыбака в начале ловли станут ловиться
    Л.,  то  рыбы ему не видать: значит, "нечистая" женщина (т. е. имеющая
    месячные) перешла через его невод.

          С  началом  кваканья  Л. связаны приметы о погоде. Если кваканье
    пришлось  на  скоромный  день,  коровы будут давать больше молока. При
    первом  весеннем  кваканье  люди  кувыркались  по  земле,  чтобы  быть
    здоровыми  и  чтобы  не  болела  спина.  Увидеть первую Л. в траве - к
    удаче,  в  воде  - к несчастью, вверх животом - к покойнику. У поляков
    считалось,  что св. Бартоломей (24.VIII) прутьями от хмеля загоняет Л.
    в  болота,  после  чего  они  уже не квакают, так как рты их зарастают
    илом.  В Л. превращаются к весне старые ласточки, которые перезимовали
    в болоте под водой.

          Как  и  змее, Л. в некоторых местах приписывается роль домашнего
    покровителя.  Словаки  верили, что в каждом доме есть своя "хозяйка" в
    виде  Л.  По поверью лужичан, Л., живущая под порогом дома, оберегает,
    дом  от  несчастий.  В  облике  Л.  может  появляться  домовой.  В  Л.
    обращается  "змора", душащая спящих. В польской быличке рассказывается
    о  том,  как  грибы  маслята превратились ночью в жаб и душили спящего
    ребенка,  который  после  этого  заболел  лихорадкой  и вылечился лишь
    тогда,  когда проткнули веретеном огромную жабу, прятавшуюся за печью.
    Л.  нередко  воспринимают  как  злого духа, способного наслать чары на
    человека.  Такая  Л., по поверьям, не горит в огне. В виде огромной Л.
    может показаться водяной и банник. Женские духи "богинки", подменяющие
    младенцев,  тоже  могут принимать вид жаб. Однако чаще всего в жабах и
    Л.  видят  обращенных  ведьм.  В  этом  облике  они проникают в хлев и
    отбирают  молоко  у  чужих  коров,  высасывая его из вымени. Проклятая
    родителями  или некрещеная девушка, по народному поверью, превращается
    в  "лягушку-коровницу",  которая  по  ночам  выходит из воды выдаивать
    коров. Если корова доится кровью, говорят, что она наступила на Л. или
    спала  на  змеином  месте.  В  окрестностях Кракова, согласно местному
    преданию,  под парой лип, оставшихся от парка графа Потоцкого, обитала
    Л.  с  человеческим  телом, которой раз в год в Страстную пятницу одна
    женщина  бросала  листочки  освященной зелени, отчего ее коровы давали
    много молока.

          Л.  свойственна  брачная  символика.  В  сказке "Ночные видения"
    странник  видит  ночью  в  спальне  у  счастливых супругов Л., которая
    скачет  то  на  мужа,  то  на  жену.  Разнообразно  использование Л. в
    любовной  магии.  Например,  парень ловит в болоте Л., первой подавшую
    голос  на  восходе  солнца,  прокалывает  ее иголкой с ниткой, а затем
    незаметно  продевает  эту  иголку  сквозь  подол юбки полюбившейся ему
    девушки.  О  забеременевшей  вне  брака  говорят,  что она объелась Л.
    Магическими свойствами обладает палка, которой разняли змею и Л.: с ее
    помощью расстраивают брак, любовные отношения, облегчают тяжелые роды,
    отвращают  градовую  тучу,  усмиряют борющихся врагов, выигрывают суд,
    выгодно  совершают  торговые  сделки.  Л.  кладут  за пазуху, чтобы не
    бояться   щекотки.   У   хорватов  бытует  поверье,  что  Л.  обладает
    "разрыв-травой",  и  если раздобыть ее, то можно будет открывать любые
    замки.  С  помощью Л. насылают порчу. Так, чтобы ослепить кого-нибудь,
    натирают  этому  человеку дверь лягушачьим жиром; зашивают его волосом
    глаза  Л.  и  кладут  ее  под камень; закапывают под порог глаза Л., а
    потом выкапывают их, трут в порошок и подмешивают в питье.

    Лит.:  Миловидов  Ф.  Ф.  Жаба  и  лягушка  в народном миросозерцании,
    преимущественно малорусском. Харьков, 1913; Судник Т. М., Цивьян Т. В.
    О  мифологии  лягушки  (балто-балканские  данные)  // Балто-славянские
    исследования - 1981. М., 1982.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: Эллис Лак, 1995. - С. 250-252.
Текст прислала Pupindra

Назад к списку рассказов Назад к списку рассказов