Славянская мифология. Энциклопедический словарь.ЛЯГУШКА, жаба - нечистое животное, родственное змее и другим "гадам". Жабу в некоторых местах считают матерью ужа, верят, что она играет с ужом, как муж с женой, и спаривается с ним. Лягушка, семь лет не видевшая солнца, превращается в летающего змея, у Л. есть свой царь (с короной на голове). Л. способна оживить мертвого ужа,, а куски разрубленной ящерицы срастаются воздействием жабьей мочи, Как и змей, Л. считают ядовитыми. Яд их сильнее змеиного, но кусать человека им запрещено от сотворения мира. Они способны поглощать змеиный яд и очищать отравленный змеей источник. Л. присуща женская символика". Из-за сходства лап Л. с человеческими руками считают, что Л. в прошлом была женщиной. Увидев весной первую Л., называют ее "панной". Существует примета, что в доме будет много Л., если первым посетителем на Рождество, Новый год, Пасху, Благовещение и другие большие праздники окажется женщина. По народным представлениям, Л. - обращенные люди. Происхождение их, в частности, связывают с людьми, утонувшими во время всемирного потопа. Согласно другой легенде, войско фараона, преследовавшее евреев во время их исхода из Египта и потопленное в водах Чермного моря, превратилось в Л., которых вследствие этого называют"фараонами". Существует поверье, будто бы у самок Л. длинные волосы и женская грудь, а у самцов борода. Придет время, когда они вновь станут людьми, а ныне живущие люди превратятся в Л. Поэтому бить Л. грех. : Рождение детей в польском Поморье объясняют тем, что аист бросает в печную трубу Л., которые, пройдя через дымоход, приобретают человеческий облик; у лужичан - тем, что Л. достают из воды маленьких детей. В Л. часто видят дух умершего, душу ребенка, похороненного некрещеным, иногда при виде Л. в доме высказывают пожелание вечного упокоения. С этими же представлениями связана и распространенная мотивировка запрета убивать Л.: умрет мать (реже - сам убивший, его родители или родственники). Запрет убивать Л. объясняют и иначе: рука отсохнет, будут болеть глаза, опухнешь, будет рвать выпитым молоком, не будет удаваться хлеб, будешь есть на "том свете" пирог с Л., другие Л. покусают или задушат, убитая Л. сама придет ночью и задушит, а у девушки отберет красоту. Часто считают также, что убийство Л. способно вызвать дождь. Причину засухи в некоторых местах видят в том, что жаба закрыла источник. Чтобы пошел дождь, убивают прыгающих Л. и блох, нанизывают на нитку и вывешивают на кусте, приговаривая: "Как эти блохи и лягушки повисли, чтобы тучи повисли". Для вызывания дождя совершают обрядовое убиение, а иногда и похороны других "гадов": ужа, гадюки, ящерицы, рака, вши, насекомого медведки, паука и др. Л. и жаба обладают такой силой взгляда, что могут сглазить человека или животное. Когда Л. смотрит на человека, она пересчитывает ему зубы, и они от этого выпадают. Жаба может также плюнуть человеку в глаза, и он ослепнет. Появление Л. в доме служит предвестьем прихода нежеланных гостей, несчастья, смерти в доме. Сыр от присутствия Л. в доме становится ноздреватым. Женщине нельзя брать Л. в руки, иначе хлеб не будет ей удаваться. Л., выскочившая на дорогу перед путником, особенно рыбаком, сулит неудачу. Если у рыбака в начале ловли станут ловиться Л., то рыбы ему не видать: значит, "нечистая" женщина (т. е. имеющая месячные) перешла через его невод. С началом кваканья Л. связаны приметы о погоде. Если кваканье пришлось на скоромный день, коровы будут давать больше молока. При первом весеннем кваканье люди кувыркались по земле, чтобы быть здоровыми и чтобы не болела спина. Увидеть первую Л. в траве - к удаче, в воде - к несчастью, вверх животом - к покойнику. У поляков считалось, что св. Бартоломей (24.VIII) прутьями от хмеля загоняет Л. в болота, после чего они уже не квакают, так как рты их зарастают илом. В Л. превращаются к весне старые ласточки, которые перезимовали в болоте под водой. Как и змее, Л. в некоторых местах приписывается роль домашнего покровителя. Словаки верили, что в каждом доме есть своя "хозяйка" в виде Л. По поверью лужичан, Л., живущая под порогом дома, оберегает, дом от несчастий. В облике Л. может появляться домовой. В Л. обращается "змора", душащая спящих. В польской быличке рассказывается о том, как грибы маслята превратились ночью в жаб и душили спящего ребенка, который после этого заболел лихорадкой и вылечился лишь тогда, когда проткнули веретеном огромную жабу, прятавшуюся за печью. Л. нередко воспринимают как злого духа, способного наслать чары на человека. Такая Л., по поверьям, не горит в огне. В виде огромной Л. может показаться водяной и банник. Женские духи "богинки", подменяющие младенцев, тоже могут принимать вид жаб. Однако чаще всего в жабах и Л. видят обращенных ведьм. В этом облике они проникают в хлев и отбирают молоко у чужих коров, высасывая его из вымени. Проклятая родителями или некрещеная девушка, по народному поверью, превращается в "лягушку-коровницу", которая по ночам выходит из воды выдаивать коров. Если корова доится кровью, говорят, что она наступила на Л. или спала на змеином месте. В окрестностях Кракова, согласно местному преданию, под парой лип, оставшихся от парка графа Потоцкого, обитала Л. с человеческим телом, которой раз в год в Страстную пятницу одна женщина бросала листочки освященной зелени, отчего ее коровы давали много молока. Л. свойственна брачная символика. В сказке "Ночные видения" странник видит ночью в спальне у счастливых супругов Л., которая скачет то на мужа, то на жену. Разнообразно использование Л. в любовной магии. Например, парень ловит в болоте Л., первой подавшую голос на восходе солнца, прокалывает ее иголкой с ниткой, а затем незаметно продевает эту иголку сквозь подол юбки полюбившейся ему девушки. О забеременевшей вне брака говорят, что она объелась Л. Магическими свойствами обладает палка, которой разняли змею и Л.: с ее помощью расстраивают брак, любовные отношения, облегчают тяжелые роды, отвращают градовую тучу, усмиряют борющихся врагов, выигрывают суд, выгодно совершают торговые сделки. Л. кладут за пазуху, чтобы не бояться щекотки. У хорватов бытует поверье, что Л. обладает "разрыв-травой", и если раздобыть ее, то можно будет открывать любые замки. С помощью Л. насылают порчу. Так, чтобы ослепить кого-нибудь, натирают этому человеку дверь лягушачьим жиром; зашивают его волосом глаза Л. и кладут ее под камень; закапывают под порог глаза Л., а потом выкапывают их, трут в порошок и подмешивают в питье. Лит.: Миловидов Ф. Ф. Жаба и лягушка в народном миросозерцании, преимущественно малорусском. Харьков, 1913; Судник Т. М., Цивьян Т. В. О мифологии лягушки (балто-балканские данные) // Балто-славянские исследования - 1981. М., 1982. ЛЯГУШКА, жаба - нечистое животное, родственное змее и другим "гадам". Жабу в некоторых местах считают матерью ужа, верят, что она играет с ужом, как муж с женой, и спаривается с ним. Лягушка, семь лет не видевшая солнца, превращается в летающего змея, у Л. есть свой царь (с короной на голове). Л. способна оживить мертвого ужа,, а куски разрубленной ящерицы срастаются воздействием жабьей мочи, Как и змей, Л. считают ядовитыми. Яд их сильнее змеиного, но кусать человека им запрещено от сотворения мира. Они способны поглощать змеиный яд и очищать отравленный змеей источник. Л. присуща женская символика". Из-за сходства лап Л. с человеческими руками считают, что Л. в прошлом была женщиной. Увидев весной первую Л., называют ее "панной". Существует примета, что в доме будет много Л., если первым посетителем на Рождество, Новый год, Пасху, Благовещение и другие большие праздники окажется женщина. По народным представлениям, Л. - обращенные люди. Происхождение их, в частности, связывают с людьми, утонувшими во время всемирного потопа. Согласно другой легенде, войско фараона, преследовавшее евреев во время их исхода из Египта и потопленное в водах Чермного моря, превратилось в Л., которых вследствие этого называют"фараонами". Существует поверье, будто бы у самок Л. длинные волосы и женская грудь, а у самцов борода. Придет время, когда они вновь станут людьми, а ныне живущие люди превратятся в Л. Поэтому бить Л. грех. : Рождение детей в польском Поморье объясняют тем, что аист бросает в печную трубу Л., которые, пройдя через дымоход, приобретают человеческий облик; у лужичан - тем, что Л. достают из воды маленьких детей. В Л. часто видят дух умершего, душу ребенка, похороненного некрещеным, иногда при виде Л. в доме высказывают пожелание вечного упокоения. С этими же представлениями связана и распространенная мотивировка запрета убивать Л.: умрет мать (реже - сам убивший, его родители или родственники). Запрет убивать Л. объясняют и иначе: рука отсохнет, будут болеть глаза, опухнешь, будет рвать выпитым молоком, не будет удаваться хлеб, будешь есть на "том свете" пирог с Л., другие Л. покусают или задушат, убитая Л. сама придет ночью и задушит, а у девушки отберет красоту. Часто считают также, что убийство Л. способно вызвать дождь. Причину засухи в некоторых местах видят в том, что жаба закрыла источник. Чтобы пошел дождь, убивают прыгающих Л. и блох, нанизывают на нитку и вывешивают на кусте, приговаривая: "Как эти блохи и лягушки повисли, чтобы тучи повисли". Для вызывания дождя совершают обрядовое убиение, а иногда и похороны других "гадов": ужа, гадюки, ящерицы, рака, вши, насекомого медведки, паука и др. Л. и жаба обладают такой силой взгляда, что могут сглазить человека или животное. Когда Л. смотрит на человека, она пересчитывает ему зубы, и они от этого выпадают. Жаба может также плюнуть человеку в глаза, и он ослепнет. Появление Л. в доме служит предвестьем прихода нежеланных гостей, несчастья, смерти в доме. Сыр от присутствия Л. в доме становится ноздреватым. Женщине нельзя брать Л. в руки, иначе хлеб не будет ей удаваться. Л., выскочившая на дорогу перед путником, особенно рыбаком, сулит неудачу. Если у рыбака в начале ловли станут ловиться Л., то рыбы ему не видать: значит, "нечистая" женщина (т. е. имеющая месячные) перешла через его невод. С началом кваканья Л. связаны приметы о погоде. Если кваканье пришлось на скоромный день, коровы будут давать больше молока. При первом весеннем кваканье люди кувыркались по земле, чтобы быть здоровыми и чтобы не болела спина. Увидеть первую Л. в траве - к удаче, в воде - к несчастью, вверх животом - к покойнику. У поляков считалось, что св. Бартоломей (24.VIII) прутьями от хмеля загоняет Л. в болота, после чего они уже не квакают, так как рты их зарастают илом. В Л. превращаются к весне старые ласточки, которые перезимовали в болоте под водой. Как и змее, Л. в некоторых местах приписывается роль домашнего покровителя. Словаки верили, что в каждом доме есть своя "хозяйка" в виде Л. По поверью лужичан, Л., живущая под порогом дома, оберегает, дом от несчастий. В облике Л. может появляться домовой. В Л. обращается "змора", душащая спящих. В польской быличке рассказывается о том, как грибы маслята превратились ночью в жаб и душили спящего ребенка, который после этого заболел лихорадкой и вылечился лишь тогда, когда проткнули веретеном огромную жабу, прятавшуюся за печью. Л. нередко воспринимают как злого духа, способного наслать чары на человека. Такая Л., по поверьям, не горит в огне. В виде огромной Л. может показаться водяной и банник. Женские духи "богинки", подменяющие младенцев, тоже могут принимать вид жаб. Однако чаще всего в жабах и Л. видят обращенных ведьм. В этом облике они проникают в хлев и отбирают молоко у чужих коров, высасывая его из вымени. Проклятая родителями или некрещеная девушка, по народному поверью, превращается в "лягушку-коровницу", которая по ночам выходит из воды выдаивать коров. Если корова доится кровью, говорят, что она наступила на Л. или спала на змеином месте. В окрестностях Кракова, согласно местному преданию, под парой лип, оставшихся от парка графа Потоцкого, обитала Л. с человеческим телом, которой раз в год в Страстную пятницу одна женщина бросала листочки освященной зелени, отчего ее коровы давали много молока. Л. свойственна брачная символика. В сказке "Ночные видения" странник видит ночью в спальне у счастливых супругов Л., которая скачет то на мужа, то на жену. Разнообразно использование Л. в любовной магии. Например, парень ловит в болоте Л., первой подавшую голос на восходе солнца, прокалывает ее иголкой с ниткой, а затем незаметно продевает эту иголку сквозь подол юбки полюбившейся ему девушки. О забеременевшей вне брака говорят, что она объелась Л. Магическими свойствами обладает палка, которой разняли змею и Л.: с ее помощью расстраивают брак, любовные отношения, облегчают тяжелые роды, отвращают градовую тучу, усмиряют борющихся врагов, выигрывают суд, выгодно совершают торговые сделки. Л. кладут за пазуху, чтобы не бояться щекотки. У хорватов бытует поверье, что Л. обладает "разрыв-травой", и если раздобыть ее, то можно будет открывать любые замки. С помощью Л. насылают порчу. Так, чтобы ослепить кого-нибудь, натирают этому человеку дверь лягушачьим жиром; зашивают его волосом глаза Л. и кладут ее под камень; закапывают под порог глаза Л., а потом выкапывают их, трут в порошок и подмешивают в питье. Лит.: Миловидов Ф. Ф. Жаба и лягушка в народном миросозерцании, преимущественно малорусском. Харьков, 1913; Судник Т. М., Цивьян Т. В. О мифологии лягушки (балто-балканские данные) // Балто-славянские исследования - 1981. М., 1982. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: Эллис Лак, 1995. - С. 250-252. Текст прислала Pupindra ![]()
|