Сакральные символы животного мира


                                       ЛЯГУШКА

1.	Лягушки часто появляются на свет из облаков.
2.	Лягушки  умирают, когда пруд  высыхает, и возвращаются  к жизни, когда
    он наполняется [водой].
3.	Часто [лягушки побеждают в столкновениях] со змеями,  как [это делает] 
    и хамелеон.

          55.1.	Рождение     лягушек     из     дождевых     облаков     -
    мифопоэтическийобраз. В гимне лягушкам в "Ригведе" (Ригведа. VII. 103)
    говорится,  что  лягушки  появляются  в  сезон  дождей и подают голос,
    пробужденные   к   жизни   богом   грозы   Парджаньей.   В   различных
    мифопоэтических  системах  функции  лягушки, как положительные(связь с
    плодородием,  возрождением),  так и отрицательные (связь с хтоническим
    миром, мором, смертью), определяются прежде всего ее связью с водой, в
    частности  с  дождем.  Овидий  в  "Метаморфозах"  утверждает: "Тина из
    скрытых  семян производит зеленых лягушек". Аристотель пишет о природе
    амфибий: "Иные по природе даже не могут и жить без воды, например, так
    называемые  морские  черепахи,  крокодилы,  гиппопотамы и тюлени, и из
    животных  меньшей  величины  - эмиды, болотные черепахи и род лягушек.
    Все  они,  если  не  дышат  некоторое  время, задыхаются" (Аристотель.
    История животных. VIII. 2. 12).

          55.2.	В "Физиологе" различаются два вида лягушек: "Есть наземная
    лягушка  и  есть  лягушка  водная.  Физиолог  говорит  о  ней, что она
    переносит  солнечный  зной  и  жар,  когда же непогода ее застигает, -
    погибает.  Водная  же  лягушка,  когда  выйдет  из  воды и коснется ее
    солнце,  тотчас  снова  в воду погружается" (Физиолог, с. 142). Исидор
    Севильский  насчитывает  большее число видов лягушек: "Лягушки (ranae)
    названы  по  кваканью,  так  как они гомонят и назойливо трещат вокруг
    родных   болот.   Некоторые  из  лягушек  называются  речными,  другие
    болотными,  еще  одни  -  жабами  (rubeta),  потому  что  они  живут в
    терновнике.   Жабы   больше   остальных   лягушек.  Некоторые  лягушки
    называются "тростниковыми" (calamites): самые маленькие из всех, самые
    зеленые,  немые и безголосые, они живут в тростниках и кустах. Полевки
    (agredula)  -  маленькие  лягушки,  живущие в сухой земле или в полях.
    Собаки,  которым  дают  съесть живую полевку, перестают лаять" (Исидор
    Севильский. XII. 6. 58 - 59).

          55.3.	Как  сообщают  издатели текста, около семи букв в рукописи
    прочитать невозможно. Подсказку к содержанию всего отрывка можно найти
    в "Пестрых рассказах" Элиана, где говорится, при помощи какой хитрости
    лягушки  защищаются  от нильских змей."Очень умны египетские лягушки и
    намного  превосходят  этим  остальных своих сородичей. Если египетская
    лягушка  заметит  нильскую  водяную  змею, она откусывает тростниковый
    побег,  косо  зажимает его в челюстях и крепко держит. Водяная змея не
    может  проглотить  лягушку  вместе  с  тростинкой,  потому  что  не  в
    состоянии  так широко раскрыть пасть, чтобы в нее вошло и то и другое.
    Так  смекалка  лягушки  побеждает  силу  водяной змеи" (Элиан. Пестрые
    рассказы.  I.  3).  В другом своем сочинении Элиан сообщает о способах
    защиты хамелеона от змей (Элиан. О природе животных. 4. 33).

          О  фантастической  войне  хамелеона  со  змеями рассказывает Лев
    Африканский:  "Это  злейший  враг  ядовитых змей. Когда он видит змею,
    уснувшую  под  деревом, он немедленно поднимается на дерево и выбирает
    место, где он будет точно вровень с головой змеи. Тогда он выплевывает
    струйку  слюны,  похожую  на  слюну  лягушки,  струйку,  конец которой
    образует  капелька,  похожая  на  жемчужинку.  Если  он видит, что эта
    струйка не спускается по прямой линии на голову змеи, он перемещается,
    пока  капелька не упадет на ее голову. Эта капелька обладает свойством
    проникать  в  голову  змеи,  как  только  ее касается, и таким образом
    убивает змею" (Лев Африканский, с. 368).


Тигрица и грифон: Сакральные символы животного мира/ Пер. и исслед. А.Г. Юрченко. - СПб.: "Азбука-классика", "Петербургского востоковедение", 2002. - С. 330-332.
Текст прислала Pupindra

Назад к списку рассказов Назад к списку рассказов