Что пишут о лягушках журналисты в 2018 году

2017 2016 2015 2014 2013 2012

В янтаре нашли останки лягушки возрастом 99 миллионов лет

Electrorana limoae

Палеонтологи обнаружили в янтаре останки лягушки, возраст находки оценивается в 99 миллионов лет, сообщается в журнале Scientific Reports. Это самое ранее прямое свидетельство того, что лягушки обитали во влажных тропических лесах в меловом периоде. Сегодня около трети известных видов лягушек обитает в тропиках. Считается, что эти земноводные появились еще 200 миллионов лет назад, однако о раннем периоде их эволюции почти ничего не известно - окаменелости, относящиеся к тому периоду почти отсутствуют. Теперь, благодаря обнаруженным в янтаре останкам, ученые определили, что лягушки населяли дождевые леса уже 100 миллионов лет назад.
Новый вид, получивший название Electrorana limoae, был обнаружен на территории Мьянмы командой палеонтологов под руководством Лида Сина (Lida Xing) из Китайского геологического университета. Возраст находки был определен благодаря датированию циркона, содержавшегося в породах, где был найден янтарь (98,8 ± 0,6 миллиона лет). В прошлом исследователи находили в янтаре останки возрастом 40 миллионов лет (Карибский регион) и 25 миллионов лет (Мексика). Самые древние окаменелости лягушки датируются периодом 199 миллионов лет назад.
Останки лягушки сохранились лишь частично: исследователи смогли идентифицировать только череп с зубами, передние лапы, часть позвоночника и задней лапы. Рядом с амфибией также были обнаружены фрагменты растений и неопознанный жук, которого она, вероятно, пыталась съесть. Компьютерная томография останков показала, что древние лягушки не сильно отличались от современных. Больше всего они оказались похожи на жерлянок и жаб-повитух. Интересно, что сейчас они встречаются в умеренных широтах Евразии, а не в тропиках, как их древний родственник. Обнаруженные останки стали самым прямым доказательством того, что лягушки уже жили во влажных тропических лесах около 100 миллионов лет назад - в эпоху, когда на Земле еще жили динозавры. Однако обнаруженных фрагментов недостаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы о внутреннем строении животных или их образе жизни. В будущем ученые надеются найти более полные ископаемые.

По материалам Кристина Уласович, nplus1.ru,19 июня 2018 г.

Ранее мы уже писали о находках древних амфибий в кусках янтаря. Но возраст находок был при этом значительно меньшим: 25 млн. лет и 20 млн. лет.

Найдена жаба, которая сражается усами

Leptobrachium boringii
Своеобразные усы самцов усатых чесночниц нужны им вовсе не для красоты. Ряд острых выростов на верхней губе служит амфибиям оружием, которым они стараются пропороть недругу брюхо.
Среди людей великолепные усы далеко не всегда свидетельствуют о достоинствах их обладателя, хотя сами усачи наверняка хотели бы убедить нас в обратном. Однако среди усатых чесночниц (Leptobrachium boringii) похвальбу усами игнорировать не принято, ибо выросты на верхней губе, которыми самцы обзаводятся к сезону размножения, служат им довольно грозным оружием.
Вообще для амфибий характерны более-менее мирные брачные сражения: если два самца решают выяснить, кто из них более достоин самки, то всё заканчивается или чем-то вроде реслинга, или просто демонстрацией боевых поз. Но и тут не обходится без исключений, и усатая чесночница — одно из них. Во-первых, это тот редкий видов амфибий, у которого самцы намного превосходят самок по размеру.
Обычно это говорит о том, что самцы вынуждены участвовать в весьма ожесточённых схватках. И для таких схваток они часто обзаводятся оружием. В случае усатых чесночниц это острые выросты на верхней губе — "усы". К сезону размножения таких выростов появляется от 10 до 16 штук.
Большую часть года жабы проводят в лесу, но в феврале и марте, когда наступает сезон размножения, самцы выходят к рекам и ручьям, где занимают выгодные позиции на прибрежных камнях и начинают звать дам сердца. Кэмерон Хадсон и Цзинь Чжун Фу из Университета Гвельфа (Канада) в течение двух брачных сезонов следили за усатыми чесночницами, живущими вблизи гор Эмэйшань в провинции Сычуань (Китай).
Как пишут зоологи, им удалось лично наблюдать семь сражений между самцами чесночниц. Причём, по-видимому, таких схваток на 300-метровом участке реки было вдвое больше, поскольку в итоге 14 самцов вынуждены были уступить территорию чужакам.
Бои обычно происходили под водой: самцы старались поддеть врага под брюхо своими усами. До смерти дело не доходило, во всяком случае учёные такого не видели. Однако у многих самцов на брюхе были глубокие раны, указывавшие на то, что последствия схваток могут быть более чем серьёзными. Длина выростов на губе у самцов не слишком варьируется, то есть всё решают сила и размер.
Впрочем, боевые усачи потом оказываются заботливейшими родителями. Самка, после того как навестит самца и отложит икру на подводную часть камня, удаляется обратно в лес, самец же остаётся следить за тем, чтобы будущее потомство было в безопасности. Причём, что любопытно, многие самцы охраняют икру, оплодотворённую другим кавалером: генетический анализ показал, что гены самца и зародышей часто не сходятся. По-видимому, самец захватывает чужую территорию с уже оплодотворённой икрой, но почему-то не уничтожает потомство соперника.
Зоологи не знают, в чём причина такого великодушного поведения. Возможно, избыток икры служит для самца заслоном, если вдруг к гнезду пожалует серьёзный хищник, а может, самки отдают предпочтение тем самцам, у которых много икры, — ведь это говорит о том, что самец уже кого-то потеснил, и, следовательно, не нужно пренебрегать его боевыми генами.
Так или иначе, самцы остаются с икрой до вылупления детёнышей, после чего удаляются в лес вслед за самками, оставляя головастиков созревать в водах реки или ручья.

По материалам Сегодня, 7 апреляа 2018 г.

Китаянка лечилась от ревматизма живыми лягушками и подхватила глистов

В Китае из груди лечившейся традиционными методами женщины извлекли цепня. Об этом сообщило издание Daily Mail.
Инцидент произошел в городе Цзясин провинции Чжэцзян на востоке страны. 59-летней пациентке по фамилии Яо пришлось пойти на операцию по удалению груди из-за угнездившихся там паразитов. Во время операции доктор достал из нее 13-сантиметрового цепня.
Яо призналась, что пять лет назад съела три живых лягушки и не стала никому об этом говорить. В деревне ей сказали, что это единственный способ избавиться от ревматизма. Родственники узнали об этом только когда Яо попала в больницу из-за непроходимости кишечника, вызванной паразитами.
Спустя некоторое время у нее заболела и грудь. Женщина переживает, что это не последнее заболевание, вызванное паразитами, так как их личинки могут быстро распространяться по человеческому телу.

По материалам LENTA.RU, 12 марта 2018 г.

Уникальные и фантастические фотографии лягушек индонезийского фотографа Танто Йенсена (Tanto Yensen).

tanto yensen

Танто Йенсен (Tanto Yensen) - индонезийский фотограф, живущий в Джакарте и делающий фантастические снимки мелких животных, преимущественно амфибий, рептилий и насекомых. Йенсен использует для съёмок камеру Canon Eos60D с объективом Canon EF100mm f/2,8L. На его фотографиях можно увидеть лягушек, запечатлённых в удивительных местах и фантастических позах, на спине у крокодила или черепахи, танцующих на цветах и под дождём.

tanto yensen

Ознакомиться с его портфолио можно на сайте 500px.com, а здесь мы помещаем несколько примеров его фотографий.

tanto yensen

Не менее интересны фотографии другого индонезийца - Шикей Го (Shikhei Goh), также представленные на сайте 500px.com

Shikhei Goh

По материалам Boredpanda, Tanto Yensen и Shikhei Goh.

Ранее мы писали о фотографиях французского фотографа анималиста и натуралиста Мишеля Лупа (Michel Loup). Особенно интересны галереи его подводных фотографии, сделанные в пресных водоемах - на них присутствуют и наши маленькие друзья.

Жаб тошнит от бомбардиров

Ученые выяснили, как жук-бомбардир сбегает из желудка жабы.Когда жаба проглатывает жука-бомбардира, он заливает ее желудок едким секретом, пока ту не стошнит — так почти половине жуков удается выбраться живыми, выяснили японские ученые. Кроме того, бомбардир, в отличие от других жуков, может находиться в желудке жабы от 20 минут и более без ущерба здоровью.
Жуки-бомбардиры обладают двумя симметрично расположенными железами внутренней секреции, каждая из которых через длинный канал выделяет в собственный резервуар смесь гидрохинонов и перекиси водорода. При угрозе их содержимое поступает в специальные камеры, где под действием ферментов из перекиси водорода образуется атомарный кислород, который окисляет гидрохиноны до хинонов, которые при попадании на кожу или слизистую вызывают раздражение, а при проникновении в организм — анемию. Химическая реакция сопровождается выделением тепла, нагревая смесь до 100 °C. Жуки «выстреливают» ей со скоростью 10 м/с. В лабораторных условиях после недельного покоя жуки способны сделать до 30 выстрелов.
Как оказалось, жуки используют этот механизм не только для защиты от нападения, но и чтобы выбраться из желудка проглотившей их жабы.Они буквально заливают желудок жабы токсичной жидкостью, пока ту не стошнит. Так 43% жуков удается выбраться из желудка жабы живыми. О механизме побега жука рассказали японские исследователи в журнале Biology Letters.
Изучая защитные механизмы жуков-бомбардиров, исследователи из университета Кобе скормили жука жабе. Через 1 час 28 минут минут жабу стошнило, а жук, к удивлению ученых, не пострадал. Заинтересовавшись произошедшим, ученые решили проверить, поспособствовало ли этому умение жука разбрызгивать токсичное вещество. Для эксперимента они использовали два вида жаб, Bufo japonicus и Bufo torrenticola, и скормили им 74 жука-бомбардира. Половину жуков исследователи перед экспериментом заставили избавиться от накопившейся в железах жидкости.
Среди «обезоруженных» жуков выжили лишь трое, в то время как во второй группе выбраться смогли 16 жуков. Наибольшей выживаемостью обладали более крупные жуки, очевидно, способные выплеснуть больше ядовитого секрета. Также шансы на выживание повышались, если сама жаба была маленького размера. В некоторых случаях время, затрачиваемое на побег, занимало до 107 минут, но 35% жуков выбрались уже в первые 12 минут.

Bufo japonicus

Фото Sugiura S, Sato T. 2018 Successful escape of bombardier beetles from predator digestive systems. Biol. Lett. 14:20170647http://dx.doi.org/10.1098/rsbl.2017.0647
«Все 16 жуков, которыми вырвало жаб, остались живы и активны. 15 из них прожили как минимум две недели», — отмечают исследователи. Один жук прожил 18 месяцев — вероятно, дольше, чем жаба, которая пыталась его съесть, шутят ученые.
Выброс секрета у жуков-бомбардиров сопровождается характерным взрывным звуком. Исследователи уверяют, что после того, как жаба проглатывала жука, доносящиеся из ее желудка хлопки были различимы.
«Хлопок был слышен внутри каждой жабы, что говорит о том, что жук выбрасывал жидкость после проглатывания»,— говорится в исследовании. Жабы в результате эксперимента не пострадали.
Также ученые установили, что из 14 разных видов жуков бомбардиры с наибольшей вероятностью выживут спустя 20 минут после проглатывания. Авторы работы считают, что у бомбардиров выработалась устойчивость к желудочному соку.
«Сильные кислоты в желудочном соке хищника способны убить добычу еще до того, как той удастся выбраться. Это говорит о том, что жуки-бомбардиры, возможно, развили способность выживать в пищеварительной системе жаб», — отмечают авторы работы.

По материалам GAZETA.RU, 7 февраля 2018 г.

Оригинальная публикация: Sugiura S, Sato T. 2018 Successful escape of bombardier beetles from predator digestive systems. Biol. Lett. 14:20170647http://dx.doi.org/10.1098/rsbl.2017.0647

Раньше мы уже писали о проблемах у амфибий при проглатывании некоторых насекомых в статье Личинка жука Epomis завлекает и убивает лягушек, а взрослый жук преследует и парализует.

Смена пола оказалась защитой от вырождения ДНК

Rana temporaria

Ученые Лозаннского университета выяснили, что у лягушек существует генетический механизм обновления хромосом, названный «фонтаном молодости». Статья исследователей опубликована в журнале Molecular Biology and Evolution. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте EurekAlert!.
У травяной лягушки Rana temporaria, как и у человека, существует женская X-хромосома и мужская Y. Однако у людей Y-хромосома постепенно вырождается из-за того, что в ней нет необходимых для жизни генов, и она не может обмениваться генетическим материалом с X-хромосомой. У амфибий же нет признаков подобной дегенерации.
Исследователи выяснили, что лягушки способны менять пол. Так, среди 314 лягушек были обнаружены особи мужского пола, являющиеся носителями двух X-хромосом, и лишь одна самка (из 54) с Y-хромосомой. Оказалось, что у последней может происходить рекомбинация между X и Y-хромосомами, что поддерживает состояние последней. По мнению ученых, «фонтан молодости» может существовать у амфибий других видов, а также рыб и рептилий, у которых доказана смена пола.

По материалам LENTA.RU, 31 января 2018 г.

Новый вид лягушек назвали в честь Стэнли Кубрика

dendropsophus_kubricki
Ученые открыли два новых вида древесных лягушек на территории Амазонской низменности. Один из них исследователи назвали в честь режиссера Стэнли Кубрика. Информация была опубликована в журнале ZooKeys.
Новые виды получили названия Dendropsophus kubricki и Dendropsophus kamagarini («демон», «дьявол» на языке перуанского племени мачигенга). Ранее представителей обоих видов ошибочно причисляли к другим видам, но морфологический, генетический и биоакустический анализ показал, что это самостоятельные виды. Для обоих видов характерны яркие оранжевые полоски на лапах. У D. kamagarini есть похожие на рожки выступы над глазами.
dendropsophus_kamagarini
Ученые решили назвать новый вид в честь Кубрика из-за его фильма «Заводной апельсин», снятого по одноименной книге. Автор книги Энтони Берджесс описывал название «Заводной апельсин» как сочетание чего-то естественного, сладкого и живого с чем-то холодным, механическим и дисциплинированным. По мнению исследователей, это описание как нельзя лучше характеризует работу экосистем.

По материалам GAZETA.RU, 17 января 2018 г.

Оригинальная публикация: Rivadeneira CD, Venegas PJ, Ron SR (2018) Species limits within the widespread Amazonian treefrog Dendropsophus parviceps with descriptions of two new species (Anura, Hylidae). ZooKeys 726: 25-77. https://doi.org/10.3897/zookeys.726.13864