Что пишут о лягушках журналисты в 2022 году

2024 2023 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012

С помощью рентгена ученые сняли видео, как жаба-ага (Rhinella marina, синоним Bufo marinus) поедает добычу

Жаба-ага (Rhinella marina) — это одна из самых крупных амфибий в мире. Они обитают в Южной Америке и Австралии, и отличаются внушительными размерами. Длина их тела может превышать 50 сантиметров, а их вес быть более двух килограмм. Питаются эти животные всем, что смогут проглотить, включая мышей и моллюсков.

Ученые решили выяснить, как именно происходит проглатывание добычи, с помощью рентгеновской видеосъемки. В ходе эксперимента ученые кормили жабу сверчками — сравнительно небольшой добычей. Оказалось, что жабы используют сложную систему из хрящей и мышц, которая находится в теле очень глубоко и начинается примерно от сердца. Для удобства наблюдения к ключевым точкам костей головы прикрепили металлические шарики, хорошо заметные на рентгене, и затем создали на основе их движения анимированную 3D-модель.

Когда вытянутый клейкий язык достигает максимальной длины, подъязычная кость, к которой прикреплен язык, втягивается обратно в горло. Для того, чтобы отклеить добычу от языка, подъязычная кость прижимает язык к нёбу и двигается вперед, так, что еда попадает в пищевод. Это объясняет существование на нёбе жаб специальных гребней.

Результаты исследования были опубликованы: R M Keeffe, R W Blob, D C Blackburn, C J Mayerl, XROMM Analysis of Feeding Mechanics in Toads: Interactions of the Tongue, Hyoid, and Pectoral Girdle, Integrative Organismal Biology, Volume 4, Issue 1, 2022, obac045, https://doi.org/10.1093/iob/obac045. В дальнейшем авторы планируют сравнить манеру питания жаб-аг и других видов жаб.

По материалам:
Александр Гвоздев, ГАЗЕТА.ru, 16 ноября 2022 г.

Другие материалы на нашем сайте, посвящённые тростниковым жабам (жаба.ага, Rhinella marina, Bufo marinus):

Биологи объяснили наивным пользователям социальных сетей, почему жабы катаются верхом на питоне

Австралийских куниц попытаются отучить есть ядовитых жаб

В Австралии на борьбу с нашествием токсичных жаб власти бросают армию

Гигантская жаба поймана в Австралии

Борьба змей с ядом жаб указала на ограниченность эволюции..

Паразиты вызывают деформации и уродства ног у амфибий

В середине XX-го века французские ученые обнаружили, что у некоторых лягушек конечности будто бы мутируют: на них появляются лишние пальцы, а иногда вырастают и лишние ноги. Кроме того, тела лягушек покрываются костяными наростами, а кожа краснеет. Сначала ученые подумали, что дело в генетических аномалиях, но потомство таких «мутантов» вырастало совершенно здоровым, и что проблема не в самих генах, а в их экспрессии (проявлении). Со временем выяснилось, что причиной аномалии являются паразитические поражения плоскими червями Ribeiroia ondatrae, как сообщают Goodman and Johnson, 2011; https://doi.org/10.1371/journal.pone.0020193.

Российские биологи изучили сходный синдром, вызывающий деформации конечностей у лягушек Pelofilax и жаб Bufo и Bufotes и связанный с заражением трематодами Strigea robusta. Статья об этом опубликована в Journal of Experimental Zoology Part A: Ecological and Integrative Physiology. Источником инфекции для головастиков могут быть моллюски. «Именно моллюски являются первыми промежуточными хозяевами для всех паразитических червей трематод, которых в водоеме обнаружилось с избытком. Мы подсаживали личинок паразитов к головастикам земноводных. Выяснилось, что заражение только одним из всех видов трематод, паразитом Strigea robusta, в организме зеленых лягушек вызывает изучаемые отклонения», — рассказал Антон Свинин, один из авторов работы из ТюмГУ. Теперь ученые хотят выяснить молекулярный механизм, который приводит к изменению транскрипции генов. Весьма вероятно, морфоген (который вызывает изменения) является побочным продуктом жизнедеятельности личинок червей.

По материалам:
Александр Гвоздев, ГАЗЕТА.ru, 18 октября 2022 г.

Svinin, A. O., Matushkina, K. A., Dedukh, D. V., Bashinskiy, I. V., Ermakov, O. A., & Litvinchuk, S. N. (2022). Strigea robusta (Digenea: Strigeidae) infection effects on the gonadal structure and limb malformation in toad early development. Journal of Experimental Zoology Part A: Ecological and Integrative Physiology, 337, 675– 686. https://doi.org/10.1002/jez.2599

Ранее мы писали, что в британской реке Нин обнаружены пятилапые лягушки.

Биологи впервые увидели жаб на деревьях

Волонтеры Кембриджского университета обнаружили более пятидесяти обыкновенных жаб в гнездах и дуплах деревьев на высоте 1,5 метров (одну жабу нашли на высоте 3 метров). Это удивило ученых, так как прежде считалось, что обыкновенные жабы (Bufo bufo) обитают исключительно на суше или в воде. Дальнейшее исследование проводилось под руководством Кембриджского университета и благотворительной организации по защите амфибий и рептилий Froglife. Статья опубликована в журнале PLOS ONE.
«Мы знаем, что обыкновенные жабы (Bufo bufo) предпочитают лесные массивы в качестве места кормления и зимовки, но, похоже, их связь с деревьями гораздо сложнее, чем мы думали ранее», — отметил доктор Сильвиу Петрован, старший научный сотрудник Кембриджского университета и попечитель Froglife.
Обыкновенные жабы считаются типичными наземными амфибиями, которые в период размножения проводят время как на суше, так и в воде. На сегодняшний день было зарегистрировано лишь несколько задокументированных наблюдений обыкновенных жаб на деревьях в Великобритании.
«Мы не могли поверить в то, что увидели. Мы привыкли находить лесных птиц и других мелких млекопитающих в гнездах, но мы не думали, что найдем там земноводных», — рассказала Нида Аль-Фулайдж, менеджер по исследованиям в области охраны природы в организации по защите исчезающих видов PTES.
Более 50 обыкновенных жаб было обнаружено при обследовании гнезд местных птиц. Многие гнезда очень маленькие и не видны с земли, поэтому пока неясно, как жабы нашли эти места, и насколько им сложно туда забираться.
В настоящее время неизвестно, почему жабы лазают по деревьям и используют гнезда. Это может быть поиск пищи, избегание хищников и паразитов.

По материалам:
Елизавета Приндюк, ГАЗЕТА.ru, 07 июля 2022 г.
Petrovan, S. O., Al-Fulaij, N., Christie, A., & Andrews, H. (2022). Why link diverse citizen science surveys? Widespread arboreal habits of a terrestrial amphibian revealed by mammalian tree surveys in Britain. PLOS ONE, 17(7), https://doi.org/10.1371/journal.pone.0265156

Врач развеяла миф о заражении бородавками от лягушек

Распространенное народное мнение о том, что потрогав жабу или лягушку, можно заразиться бородавками, — миф, не имеющий ничего общего с реальностью, сообщила врач-терапевт Татьяна Романенко.
По мнению специалиста, как правило, бородавки образуются на пальцах рук и ног, ладонях, тыльной поверхности кистей. И если в этом случае они портят внешний вид, то их появление на подошвах ног грозит более неприятными проблемами — они мешают ходить, но «заразиться» ими от жаб или лягушек невозможно.
«Бедные жабы не имеют к этому никакого отношения. Бородавки — это все-таки вирус-ассоциированное заболевание, чаще всего связанное с вирусом папилломы человека», — рассказала врач.
Бородавки — это доброкачественные новообразования кожи, причиной которых становятся не лягушки или жабы, а разные типы папилломавируса. Заразиться этим вирусом можно контактным путем, в том числе через микротравмы кожи. «Чаще всего бородавки появляются у детей, не потому что они трогали жаб, а в связи с тем, что организм ребенка, еще не встречался с возбудителем», — отметила Романенко.

По материалам:
Виктория Могилевцева, ГАЗЕТА.ru, 02 июля 2022 г.

Почему можно оживить замороженных лягушек, но не людей?

Люди уже давно мечтают о том, чтобы научиться сохранять живых существ в состоянии глубокого охлаждения и при необходимости оживлять их в будущем. Тем временем, в природе такие примеры существуют: древесные лягушки, которые живут на Аляске, способны «превращаться в ледышки», и, оттаивая, возвращаться к жизни. Каждую осень эти лягушки, чтобы пережить суровую зиму, с понижением температуры замерзают и находятся в таком состоянии до самой весны. Причем, оттаивая, они выглядят гораздо лучше, чем, к примеру, кусок мяса, которое после такого же срока хранения вытащили бы из холодильника.
Ученые из Университета Аляски в Фэрбенксе и Института Биологии Арктики (UAF) при этом университете провели серию опытов как на лабораторных лягушках, так и на лягушках, находящихся в естественной среде обитания. По итогам этих исследований оказалось, что хладостойкость у лягушек, живущих в природе, гораздо более высокая, чем считалось ранее.
Древесные лягушки, обитающие на Аляске, зимуют на земле, предварительно устраивая себе из опавшей и перегнившей листвы места зимней спячки, при этом температура в них может держаться ниже нуля более шести месяцев, достигая -20 °С. Известно, что когда клетки живого организма подвергаются заморозке, они высыхают и со временем погибают. Чтобы избежать этого, лягушки, образно говоря, насыщают свои клетки глюкозой, которая замедляет их высыхание — ученые называют это процессом криопротекции.
Концентрация сахара внутри клетки помогает также сбалансировать концентрацию солей, которые образуются в процессе образования льда, за пределами клетки. Сахар и другие криопротекторы удерживают воду внутри клетки, препятствуя тем самым ее гибели.
В ходе исследований было установлено, что лягушки, живущие в условиях естественной среды обитания, накапливают гораздо большие концентрации глюкозы в тканях организма, чем лягушки, замороженные в лабораторных условиях. Концентрации глюкозы у лягушек в их среде обитания были в 13 раз выше в мышечной ткани, в 10 раз выше в сердечной ткани и в 3,3 раза выше в ткани печени по сравнению с данными лабораторных лягушек.
Ученые считают, что именно эта дополнительная глюкозная защита обеспечивает диким лягушкам 100-процентную выживаемость при более низких температурах (до -18 °С) в течение гораздо большего времени (до 218 дней), по сравнению с лабораторными лягушками.
Было установлено, что несравнимо большее накопление глюкозы у лягушек в природе связано с многократными процессами замораживания-размораживания, которые они претерпевают в начале осени, именно эти процессы и стимулируют у лягушек чрезвычайно активную выработку и накопление глюкозы.
Конечно, создание и поддержание в полной мере естественных условий в лаборатории пока невозможно, так как учесть все нюансы и особенности механизмов матушки-природы не по силам современному человеку. Но все равно, взяв за пример опыт природы, ученым удалось добиться в лабораторных условиях впечатляющих результатов: выживаемость замороженных лягушек «зимовавших» при температуре не более -7,2°С и без повторяющихся циклов замораживания-размораживания, составила несколько недель.
Открытия, связанные с изучением замерзающих на всю зиму лягушек, имеют большое практическое значение. Ученые уверены, что когда-нибудь все лягушачьи хитрости будут ими досконально изучены и найдут свое применение в трансплантологии. Ведь если в конце концов получится замораживать органы так, чтобы они при размораживании не повреждались, то в распоряжении врачей окажется намного больше времени для их дальнейшей пересадки.

По материалам:
Андрей Сердечнов, TechInsider.ru, 27 мая 2022 г.

Новые виды амфибий найдены в регионе Большого Меконга

Ящерица горный рогатый дракон, устойчивый к засухе бамбук, обезьяна со свирепыми белыми кольцами вокруг глаз, пахнущий имбирем цветок и лягушка-лопатоног с радужкой глаза в форме полумесяца, названная Leptobrachium lunatum, - некоторые из 224-х новых видов животных и растений, обнаруженных исследователями из группы "World Wide Fund for Nature" (WWF), занимающейся проблемами защиты исчезающих видов в регионе Большого Меконга.

DW, 26 января 2022 г.

В честь Греты Тунберг назвали новый вид панамских лягушек

Новый вид лягушек назвали в честь экоактивистки Греты Тунберг. Статья об этом опубликована в журнале ZooKeys. Лягушки, получившие именование Pristimantis gretathunbergae, живут на территории Панамы. Этот вид открыла исследовательская группа под руководством Конрада Меберта из бразильского Универсидад Эстадуаль де Санта Круз
Лягушку обнаружили на горе Чуканти, окруженной тропическими лесами. Чтобы добраться до ее места обитания в туманном лесу, ученым пришлось ехать верхом на лошади по вязким тропам, миновать два вертолета, разбившихся несколько десятилетий назад и встать лагерем на высоте около 1000 метров над уровнем моря.

У лягушки Греты Тунберг характерные черные глаза, уникальные для лягушек Центральной Америки. Ее ближайшие родственники обитают на северо-западе Колумбии. К сожалению для ученых, среда обитания лягушки сильно фрагментирована и находится под серьезной угрозой из-за быстрой вырубки лесов для плантаций и пастбищ для скота. Из-за глобального потепления небольшая горная зона обитания этой лягушки может исчезнуть вовсе.
Имя было присвоено по результатам аукциона, проведенного Rainforest Trust – природоохранной организации, основанной в США. Каждый год ученые открывают около сотни новых видов, и на этом аукционе любой желающий мог приобрести право дать имя одному из них. Вырученные деньги пойдут на сохранение видов, находящихся под угрозой.

По материалам:
Василий Зайцев, газета.ru, 11 января 2022 г.
Mebert K, Gonzalez-Pinzon M, Miranda M, Griffith E, Vesely M, Schmid PL, Batista A (2022) ?A new rainfrog of the genus Pristimantis (Anura, Brachycephaloidea) from central and eastern Panama. ZooKeys 1081: 1-34. https://doi.org/10.3897/zookeys.1081.63009
EurekAlert

Ранее мы писали, как Грета Тунберг в панаме в виде лягушки кормит юношу чипсами.

2024 2023 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012